Перед вами четвёртая статья из цикла материалов, посвящённых истории становления и развития жанра First-Person Shooter, перевод ретроспективы, впервые опубликованной на сайте
История жанра FPS. 4 часть.
2001-2005. Достигает своего пика война между персональными компьютерами и консолями, Valve во всех смыслах превосходит себя, главным игровым сеттингом периода становится Вторая мировая война, а Bungie производит на свет очень большое дитя в шлеме.
13.10.2009
Четвёртая часть эпической ретроспективы.
2001 год был по-настоящему поворотным периодом эволюции жанра First-Person Shooter (FPS), потому что разработчики наконец-то стали уделять серьезное внимание консолям.
И пока одни издатели и разработчики довольствовались производством портов наиболее удачных PC брендов, другие разработчики взяли в привычку издавать свои дебютные работы на волне новых домашних приставок. Red Faction от Volition была издана для PS2 и собрала немало похвал за добрых 4 месяца до того как появилась PC версия – шаблон, к которому игрокам на PC вскоре придётся привыкнуть.
Microsoft шагнули ещё дальше чем THQ, когда была приобретена Bungie Studios и свежеразработанная игра Halo: Combat Evolved стала эксклюзивом для Xbox, вызвав тем самым праведный гнев множества почитателей шутеров.
А вот и Чифонька!
Игра стала «киллером», уже с самого её запуска в ноябре 2001 года, Halo стала наживкой для целого нового поколения игроков в жанре. Кроме того, игра перетянула на свою сторону значительную часть очернителей консолей – преимущественно PC игроков всё ещё питающих надежды на то, что джойпад - инструмент управления, который не может быть заменой для клавиатуры и мыши.
Нельзя недооценить влияние Halo на весь жанр в целом, чего игра добилась благодаря революционному искусственному интеллекту и динамичной боевой системе. Ощущение участия в предсказуемом скриптованном экшене чувствовалось не так сильно, как в конкурирующих брендах, от качества графики перехватывало дыхание, неотразимая, захватывающая история мира, и вызывающий сильное привыкание сплит-скрин мультиплер в придачу, в добавок к тому, что игра, везде где только можно, собрала лучшие оценки. Что уж тут говорить, настоящая боевая эволюция (Combat Evolved).
Ранние этапы мультиплеера в Halo.
Несмотря на всё внимание к чему бы там ни было, персональный компьютер, по большому счёту, так и остался испытательным полигоном для большинства брендов в жанре, с такими значимыми именами как Clive Barker’s Undying, Tribes 2, Alien Vs Predator 2, Command & Conquer: Renegade, Medal of Honor: Allied Assault и Unreal Tournament 2003, которые на тот день оставались эксклюзивом для «персональной» платформы.
UT 2003 был особенно показательным брендом, который демонстрировал, что персоналка всё ещё является главным технологическим испытательным. Игра использовала восхитительный движок от Epic Games, Unreal Engine 2, первый из главных игровых движков нового десятилетия, который, к 2002 году, мог похвастаться превосходными возможностями текстурирования и новой технологией «тряпичная кукла» (ragdoll techniques).
Сохраняем нереальность.
Также обладатели персональных компьютеров могли похвалиться такими значимыми релизами как Serious Sam, Return To Castle Wolfenstein, Jedi Outcast, Soldier of Fortune 2, Vietcong, Unreal 2 и Operation Flashpoint. Все наслаждались длительным периодом «персональной эксклюзивности» и были вознаграждены за это необходимостью постоянных инвестиций в новые графические устройства, такие как, например видеокарты линеек Nvidia GeForce и ATi Radeon.
Релиз Battlefield 1942 в сентябре 2002 проиллюстрировал растущую популярность онлайнового гейминга, и главенствование PC в этой среде. Будучи одним из первых коммерческих шутеров в котором поощрялась командная игра, в жанре онлайновых шутеров Battlefield 1942 быстро поднялся на голову выше всех своих конкурентов.
И хотя PС идеально подходил для FPS в вопросах графики, управления и онлайна, с точки зрения как игроков так и перспектив индустрии становилось понятно, что с платформой не всё так хорошо как хотелось бы.
Battlefield 1942. Мрачный как дождливый день, но великий для своего времени.
Под влиянием увеличения пропускных полос и развития торрент сайтов, бурным цветом расцвело пиратство, и, по сравнению с консолями, продажи на PC значительно упали, и это несмотря на то, что консольные игры были дороже. Элементарная экономика заставила издателей обратить свой взор на консольный рынок.
С другой стороны, ситуацию на консолях тоже нельзя было назвать пределом мечтаний. Несмотря на разрекламированную производительность PS2 или Xbox, в действительности геймеры часто получали не особенно удачно портированные хитовые PC игры (например: Half-Life, Counter Strike, Deus Ex и Unreal 2), год или более спустя, после основного релиза.
Samus Aran из Metroid, первая леди гейминга.
Для тех издателей, которые правильно построили стратегию работы с консолями, выгоды были очевидны. Продажи шли своим чередом, и такие специфические консольные бренды как TimeSplitters 2 и Metroid Prime засвидетельствовали, что консольные шутеры могут быть такими же впечатляющими, как и их конкуренты на PC.
Начиная с 2003 года, такие издатели как Ubisoft пошли ещё дальше. Взяв на вооружение кроссплатформенный движок Epic’ов Unreal Engine 2, французская компания начала разрабатывать такие игры как XIII, Rainbow Six 3 и Brothers In Arms как мировые мультиплатформенные бренды, издавая игры на PC и консолях практически одновременно
Ubisoft в лице Brothers in Arms снова исследует наилучше возможности использования NPC как союзников в вашем отряде.
Запуск Microsoft сервиса Xbox Live, в конце 2002 года, доказал невероятную значимость смещения позиций в сторону консольного гейминга, благодаря сервису, построенному на идеях, заложенных несколькими годами ранее в сервисе для Dreamcast, DreamArena.
Нельзя сказать, что для поклонников PC все эти новости были так уж плохи. За это время полки магазинов пополнились несколькими отличными новыми релизами, а технологические и геймплейные инновации всё так же могли оправдать средства, затраченные на апгрейды железа. Критика с одобрением встретила замечательный Tron 2.0 от Monolith, в то время как вокруг Deus Ex: Invisible War велась противоречивая дискуссия о том, является ли игра таким же блестящим игровым шедевром как и первая часть.
Продажи Tron 2.0, несмотря на одобрение критики, оставляли желать лучшего.
Тем временем релизом Call of Duty о себе заявили Infinity Ward, но в октябре 2003 года мало кто мог предугадать коммерческую значимость этого бренда – в то время, когда EA подсчитывала прибыли от огромного всемирного успеха великого консольного релиза Medal of Honor: Rising Sun.
Выход Chrome, изданного Techland, был встречен не так бурно, но польская команда стала тем разработчиком, к которому стоило бы присмотреться повнимательнее. Спустя несколько месяцев, в марте 2004 года, ещё один энергичная команда застолбила место в индустрии. Это были Crytek, которые дали нам первый по-настоящему «next gen» FPS движок под маской Far Cry. CryENGINE позволил нам насладиться сочными джунглями, огромными дистанциями отрисовки пространства и механизмами искусственного интеллекта, превосходящими динамикой даже Halo, и боевую систему, которая в Far Cry стала настоящей игрой в кошки-мышки.
Far Cry. Сочный до сих пор.
2004 год стал самым поразительным годом для FPS сцены, начиная с далёких 90-х. В августе id Software выпускают долгожданный Doom 3. Несмотря на то, что мнения критиков разделились относительно поворота бренда в сторону мрачного сурвайвал-хоррора, в плане визуальной реализации и зрелищности эта игра была огромным прорывом.
Ещё одна волна восторгов среди FPS братства поднялась четыре месяца спустя, когда Valve Software наконец-то отгрузили на полки магазинов долгожданный сиквел Half-Life. Одобренный единогласно, Half-Life 2 приглашал игроков отправиться в эпическое путешествие сквозь богатый, дистопический мир. Half-Life 2 получил множество наград. Игра была обогащёна новыми техниками повествования и физическими загадками, и, кроме того, этот мир был поразительным произведением искусства.
Попросите Адама рассказать про Half-Life 2. А потом попробуйте заставить его замолчать.
Кроме того, релиз Half-Life 2 был интересен как первый серьезный пример внедрения цифровых продаж. Студия Valve - расположенная в Беллвью после разрыва с Sierra, стала своим собственным издателем и приняла беспрецедентный шаг, предоставив возможность потребителям скачивать игру через систему Steam.
Несмотря на то, что система уже была обкатана во время запуска Counter-Strike: Source, и других продуктов, долгий период который прошёл в предвкушении выхода Half-Life 2, и последующий запуск бренда, показал, что система не была лишена недостатков. Но, если отбросить в сторону эти мелочи, Valve сделали смелый шаг к будущему распространения цифрового контента – шаг, который дал возможность Valve стать своими собственными хозяевами, открывая при этом дорогу к публикации разработчикам небольших команд, со схожим отношением к изданию своих работ.
Побег из Butcher Bay был на удивление хорош.
Но в какой бы эйфории не была PC сцена того времени, взрослеющие консольные разработчики тоже неплохо справлялись с поставленными задачами. Изданный летом The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay от Starbreeze широким шагом ворвался в жанр, и дал игрокам насладиться фантастическим зрелищем, которое могло бы поспорить с самыми продвинутыми PC релизами того времени. К сожалению, вместе с провалом фильма Вина Дизеля (Vin Diesel) игра была совершенно проигнорирована.
Halo 2 был основой успеха Xbox Live.
Совсем другая история произошла с Halo 2 от Bungie, которая стала для Microsoft и Xbox самым большим успехом того времени, и установила стандарты сетевого консольного геймплея. В это же время обладатели PS2 распробовали широко разрекламированный Killzone, также выпущенный в ноябре 2004 года. Хотя игра никогда не достигла уровня ожиданий, который на неё возлагались, она доказала что PS2 может дать потребителям отличный шутер, если, конечно, Sony будет уделять жанру достаточное внимание.
В свою очередь Nintendo, выпускает рейтинговый, эксклюзив в виде Metroid Prime 2: Echoes. Очень жаль, что, несмотря на то, с каким энтузиазмом была встречена игра, продажи были довольно незначительными. Для всех становилось всё боле очевидным, что GameCube находится на этапе постепенного падения своей популярности.
Побольше бы шутеров были такими цветастыми.
После такого впечатляющего года, 2005 был, можно сказать, проходным, с регулярными патчами для уже существующих брендов, и множеством сиквелов, которые так и не смогли отстоять имя своих предшественников. TimeSplitters: Future Perfect, Rainbow Six Lockdown, Vietcong 2, Perfect Dark Zero, Serious Sam 2 и Quake IV не оправдали ожиданий, хотя, возможно, это произошло потому, что Bungie, Valve и id так высоко подняли планку качества.
Но, стоит отметить несколько исключений. SWAT 4, Project: Snowblind и Star Wars Republic Commando по странному стечению обстоятельств в то время не получили должного внимания, но сейчас стоят в стороне, как одни из наиболее интересных брендов того времени – так же как, например, неграненые камни на изломе жанров FPS и RPG, Boiling Point, и Vampire The Masquerade: Bloodlines, две игры, в которые стоило бы поиграть даже сегодня. Ещё одно недооценённое произведение того времени - F.E.A.R. от Monolith – убер-рапидная оргия жестокости, сочащаяся атмосферой азиатских фильмов ужасов.
F.E.A.R. Рапидная стельба встречается с сурвайвал-хоррором.
Как никогда обильным на игры становится жанр вар-гейм, тон которому задаёт Battlefield 2 и консольный побратим Battlefield 2: Modern Combat генерирующие обильные доходы для EA и Digital Illusions, пока Call of Duty 2 выводит Activision на передовую в пути к доминированию в поджанре игр о Второй Мировой войне. В противоположность этим успехам, Medal of Honor: European Assault от EA, продолжает топтаться на месте.
Quake 4 не вызывал особых восторгов, но для Xbox 360 всё лучше ещё впереди.
Зимний релиз Xbox 360, в 2005 году, мало у кого из разработчиков оставил сомнения в том, каким будет рынок шутеров на время оставшееся до конца десятилетия. Серьезно настроенная на рынок шутеров, система вышла в мир бок о бок с таким внушительным трио как Quake IV, Call of Duty 2 and Perfect Dark Zero, среди прочих first-person брендов, например: Condemned and King Kong. Новую консоль быстро прозвали «шутерная коробка» («shooter box»).
В пятой части: события периода 2005-2009 года. Crysis. Portal. Left 4 Dead. В общем, лучше уже некуда.
Источник: Перевод: авторский. |