«Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)
I'm making a note here: HUGE SUCCESS.
Мы ждали старый-добрый Portal, только больше и лучше. И не дождались. Portal 2 — это уже действительно совсем другая игра. Совсем другая и всё та же... Впрочем, я ненадолго заткну в себе внутреннего фаната и попробую рассказать об этой замечательной игре объективно.
О сюжете
Игра делится на две части: одиночную и кооперативную. Плохая новость: в кооперативе сюжета нет. Уровни связаны между собой, GLaDOS (властительница всея комплекса) вполне себе разговаривает, но сюжета не завезли.
Хорошая новость: в одиночной игре сюжет есть и он выгодно отличается от первой части. В общем-то, как и уже когда-то, нам рассказывают трагедию. Но, цитируя Глэдди: «Комедия — это трагедия плюс время». А времени у нас много.
Одиночная игра делится на 8 глав. Деление это просто для формальности и особой смысловой нагрузки не несёт. Межуровневые загрузки стали чуть более навязчивыми (вместо маленькой надписи в центре экрана мы теперь вынужденны лицезреть загрузочные экраны), но благодаря приличной оптимизации они не займут много времени.
Но, пожалуй, пора всё-таки рассказать о сути сюжета. Краткое содержание предыдущих серий: главная героиня Челл проснулась в неопознаной Лаборатории, прошла через кучу испытаний, убила маниакальную GLaDOS (ИИ), после чего оказалась в своеобразной анабиозной камере, напоминающую комнату дешёвого мотеля.
Спустя сто лет нас таки будит модуль персональности по имени Уитли. Саму одиночную игру можно разделить на четыре части: пробуждение, первый цикл испытаний, закулисье, второй цикл испытаний. Периодически эти части пересекаются. Длительность соответствует обещаниям: одиночная игра проходится приблизительно за 6 часов.
Deja Vu?
THAT WAS A JOKE. HA-HA. FAT CHANCE.
Игровой мир сильно «очеловечился». Стерильность ушла в никуда, протоколы исчезли где-то в том же направлении. У GLaDOS окончательно «сорвало крышу» (или наоборот, она нормализовалась — это зависит от точки зрения) и теперь она непрерывно подкалывает (на грани оскорблений) свою старую знакомую. Что же касается Уитли, то заткнуть его не представляется возможным, за редкими исключениями.
Таким образом, шутки уже не такие, что были раньше. Конечно, иногда всплывает технический юмор («Вы хотите начать процедуру замены модуля?» — «А ты сам как думаешь?» — «Ваш туманный ответ расценён как “да”»), но в целом направленность его теперь простирается в направлении деятельности Aperture Science. Из-за определённой запущенности комплекса (по понятным причинам) часто придётся слушать старые записи, «чтобы продвигать науку в пост-апокалиптических условиях».
Aperture Science v 1.0. Да-да, в Portal 2 мы немало узнаем о истории и устройстве комплекса — сегодняшнем и былом.
Короче говоря, одна из главных «фишек» Portal 2 — чёрный юмор на грани сюрреализма.
Графика и звук
Качество картинки в Portal 2 резко возросло. Наконец-то появились нормальные жидкости. Гамма тоже претерпела изменения. Первая треть игры — разруха, дикий микс белых стен, передвигающихся туда-сюда блоков, различные растения всюду. Потом — мрачное закулисье. И, наконец, заканчиваем мы в относительно стерильных условиях... но тоже со своими фишками, в частности, основанных на том, что уровни могут передвигаться. Только по сюжету, правда, но тем не менее.
К звуку нареканий нет. Турели всё так же умиляют (особенно дефектные), локализация отличная. По крайней мере, желания плеваться, крушить-ломать всё вокруг и экстренно менять язык озвучки в настройках желания не появилось ни разу. Впрочем, это заставил сделать журналистический долг. В целом, сопоставимо. Офанатели от Still Alive? Что ж, английский — ваш выбор. Если же вам не особо принципиально, лучше играть на русском.
«Пиу-пиу по крестикам»
Portal 2 стал гораздо проще. Нет, не в плане решения задач — в плане их выполнения. Умереть стало сложнее: что смертоносной водички, что бездонных пропастей в игре мало. Хорошие шансы умереть есть только возле турелей и различных конвейеров.
Между строк: очень тяжело было привыкнуть, что в Portal 2 есть нормальная, не опасная для жизни, вода. |
Количество «инструментов» претерпело изменения. Исчез шар энергии, который полностью вытеснила местная вариация лазера, появились световые мосты, проходящие сквозь порталы и «туристические воронки» — своеобразные лифты, по которым можно в одностороннем порядке передвигаться.
Радикальные изменения есть не только в тестовых камерах...
Наикрупнейшее нововведение — это, конечно же, гели. Их три: ускоряющий, отталкивающий (aka прыгательный) и позволяющий создавать на себе порталы. В целом, в игре они выглядят не так дико, как ожидалось (даже относительно уместно), однако несоразмерность выливаемого геля с тем, что оказывается на полу, немного обескураживает. Вообще, количество мелких несостыковок с логикой в Portal 2, увы, довольно велико.
Лаборатория большая. ОЧЕНЬ большая. Пугающе огромная, можно сказать. И если её общая площадь не поддаётся точным подсчётам, то про ту часть, что нам придётся посетить, можно говорить однозначно: стало просторнее, особенно «в закулисье». В скобках замечу, что это привело к некоторому подобию «охоты за пикселями», когда приходится осматриваться в огромном зале, разыскивая «клочки суши», где можно поставить портал. Впрочем, здесь нам немало помогает новая способность: по нажатию средней кнопки мыши можно, скажем так, «присмотреться». Проще говоря, приблизить камеру. Реализовано довольно удобно.
Впрочем, тестовые камеры и в Portal 2 довольно скромны в размерах.
Несмотря на небольшие просчёты, задачи стали разнообразнее, а сложность их осталось умеренной — пожалуй, это самый большой успех Valve в Portal 2.
Пара слов о роботах
Кратко о кооперативном режиме. Как уже было сказано, здесь нас ждёт просто куча камер. С комментариями GLaDOS, но тем не менее. Всего их более сорока, и длительность кооператива в целом соразмерима с длительностью одиночной игры. «Пометка целей» и прочие средства субординации работают адекватно, сложность тоже в пределах нормы. Новых «фишек» среди оборудования в сравнении с кампанией нет.
Играем мы за двух роботов, Атласа и Пи-Боди. Порталы у них, соответственным образом, синий/фиолетовый и красный/оранжевый. Можно сказать, что именно в кооперативе раскрывается «головоломная» суть Portal 2 и всерьёз рискует сломать мозг неподготовленному человеку. Всё же рекомендуется начинать с одиночной игры.
Отдельно стоит отметить, что в Portal 2 есть магазин скинов, шапок и жестов для роботов. Печальное нововведение, конечно, но не критичное.
***
Какой же можно сделать вывод? Что ж... Valve создали свою самую во всех смыслах безумную, необычную и, пожалуй, действительно «самую лучшую игру в истории компании» — как и обещали. Мы получили не «то же самое, но лучше». Мы получили совершенно другое — со своими преимуществами и недостатками, но от этого не менее сильно заставляющая на финальных титрах требовать добавки.