Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
%d0%ba%d0%b8%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%84%d0%b0%d0%b9%d1%82

Геймер zyclon 12

65

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто создал это?

Ответь на все эти вопросы в рамках одной статьи нереально, но по частям можно попробовать. Многие современные геймеры привыкли воспринимать такое явление, как киберспорт как данность, но на самом деле данное увлечение прошло сложный, пусть и короткий путь. Потому я предлагаю вашему вниманию краткий обзор истории нашего с вами спорта.

Глава первая: историческая справка

Итак, с чего же можно начать столь пафосную статью, или даже серию статей? Единственным правильным началом, как мне кажется, является экскурс в историю этого самого киберспорта, о котором ещё пару десятков лет никто и слыхом не слыхивал, а сейчас турниры по новомодному спорту собирают у мониторов сотни тысяч молодых, и уже не очень людей.

Что же было началом?

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Шел 1993 год, более того, он почти сходил на нет, когда 10 декабря молодая, но уже успевшая стать известной контора, под названием ID Software выпустила совместно с GT Interactive и Activision своего монстра под названием Doom. Первая игра, которая позволила игрокам сражаться друг с другом. Представьте себе, до четырёх человек одновременно могли либо шинковать орды злобных монстров, либо крошить в капусту друг друга. И происходило это всё вовсе не в игровом автомате очередного павильона, а на экранах персональных компьютеров, которые совершенно спокойно могли находиться в разных домах, кварталах, и даже городах.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Фактически Doom стал предтечей одной из самых популярных дисциплин киберспорта, а именно FPS, иже First Person Shooters

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Но, как всем хорошо известно, не FPS единым жив киберспорт, а потому мы двинемся дальше, прямиком в 1994 год, когда ещё одни молодые и амбициозные разработчики Blizzard Entertainment выпустили в свет свой проект под названием Warcraft: Orcs vs. Humans. А год спустя, вышло продолжение с порядковым номером «2», которое спустя некоторое время разрослось несколькими дополнениями, расширившими и углубившими успех серии. Собственно именно эта игра и стала истоком ещё одного направления «киберснарядов» под названием RTS, они же Real Time Strategy.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Здесь я, пожалуй, сделаю небольшое отступление

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Как вы могли заметить, я не стал упоминать вначале об играх того времени. Ведь фактически Warcraft не был первой RTS, так же как Doom не был первым FPS. И та, и другая игры лишь успешно развивали идеи настоящих пионеров своих жанров. Так, до Doom'a был Catacomb 3D и Wolfenstein 3D, а Warcraft является вольным переложением идей Dune и Dune 2.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Но упомянуть в рамках даже нескольких статей обо всей игровой истории просто не реально, да и не за чем. Ведь мы рассматриваем вехи киберспортивных дисциплин, а не игровую индустрию в целом.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Что ж, продолжим.

Следующим перевалочным пунктом стал 1996 год, а точнее 22 июля того года, которое ознаменовалось ещё одним релизом от, уже классиков жанра,- ID Software. По сути, этот день можно сделать красным днем календаря для любого киберспортсмена, ибо именно тогда на свет появился FPS, которому суждено было создать киберспорт и вести его целых два год, вплоть до 1998ого.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Quake – Великий и ужасный, пришел в этот мир, что бы навсегда изменить представление людей о компьютерных играх. Апогеем же этого появления стал август 1996 года, когда впервые в истории состоялся ивент озаглавленный как «QuakeCon: 4 Days of Peace, Love, and Rockets», проходивший в Гарланде, штат Техас. В ту пору мало кто понимал значение этого события, потому изначально в нем принимало участия около 30 человек. Впрочем, впоследствии количество участников выросло примерно до 100.

А дальше был следующий QuakeCon. 16-17 июля 1997 года, QuakeCon 97 прошел в Плано, штат Техас и собрал уже 650 человек. Но помимо значительного увеличения народа был совершен и ещё один очень важный шаг. Мероприятие освещалось в средствах массовой информации и на Интернет сайтах.

В том же году, но уже осенью по Quake прошел ещё один серьёзный чемпионат. Даллаский офисный центр Infomart организовал свой турнир под названием «The Frag» (The Foremost Roundup of Advanced Gamers), в котором принимало участие около трех сотен сильнейших квэйкеров того времени. Соревнования длились три дня и стали точкой отсчета в истории одной из крупнейших лиг - CPL - Cyberathlete Professional League (Лиги профессиональных киберспортсменов).

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Но Кармак и Ко не унимались. Ещё толком не успел наступить 1998 год, как игровой мир был взорван настоящей бомбой. Компания ID Software выпустила в свет Quake 2.

Динамичный, сложный, красивый, крайне требовательный к ресурсам компьютера, это эшн поднял планку видеоигр на новую ступень. Среди разработчиков началась настоящая борьба за игроков, а точнее за их кошельки. Но победить Quake 2, не было дано никому.

Впрочем, несколько достойных приемников у игры появилось довольно быстро. 22 мая 98 года состоялся релиз игры Unrealподнявшей планку FPS ещё выше. Более требовательный к железу этот монстр занял свою нишу в жанре, обзавелся огромным количеством фанатов и добавил ещё одно название в пантеон великих девелоперов. Epic Games стали вторыми законодателями моды FPS наравне с ID Software.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Последние не стали изобретать велосипед и, дав людям отдохнуть до августа, провели очередной QuakeCon. Турнир, как и раньше, проходил в Далласе, а в его организации принимали участие CPL. Но запомнился он в первую очередь не появлением этой лиги, а легендарным призом, который получил лучший квэйкер планеты того времени. Некий Дэнис «Thresh» Фонг, американский китаец стал счастливым обладателем, не много, ни мало машины Джона Кармака, красной Ferrari. Наверное, это один из самых значимых, и главное знаковых призов всех игровых соревнований по сей день.

Итак, Царствие Quake и Unreal казалось вполне состоявшимся. Остальные претенденты нервно курили в туалете, собирая крошки со стола своих более успешных конкурентов. И всё было бы хорошо, если бы не…

…очередные молодые и амбициозные разработчики.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Никому неизвестная группа девелоперов, неизвестно каким чудом разжилась движком первого Quake и принялась кудесничать над ним. Апогеем этого колдовства стал шутер, который сам по себе почти не имеет никакого отношения к киберспорту, но при этом является третьим китом индустрии. Грозное имя Half-life сейчас известно любому, кто хоть немного знаком с компьютерными играми. Так вот, появился этот самый «Полураспад», как его окрестили наши переводчики, ни когда-нибудь, а 20 ноября всё того же 1998 года.

Чу, я слышу недовольный ропот, неужели мы что-то пропустили?

Отнюдь… Просто не хотелось прерывать динамичную гонку в жанре FPS. Теперь же, пожалуй, перейдем к упомянутым выше RTS.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Первоапрельскому приколу от уже матерой на тот период времени студии Blizzard, суждено было поработить разум игроков, создать вокруг себя настоящий культ. Итак, Первое апреля 1998 года, на свет, гудя энергетическими мечами, скрежеща сервоприводами и поскрипывая хитиновым покровом, выполз Starcraft. «Орки в космосе», как игру окрестила общественность, не сразу получили признание. Многим было не интересно гонять странных чудиков протоссов или не самых приятных на вид зергов. Да и графически Старый Крафт был далеко не передовиком того времени. Тот же Total Anihilation уже перебирался в третье измерение, в то время как Старик оставался полностью двумерным, спрайтовым развлекаловом.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Но Blizzard не стали отчаиваться и в декабре выпустили глобальный аддон к своему шедевру, окрестив его Starcraft: Brood War. Что было дальше, не нуждается в описании. Все мы итак знаем, что такое Старкрафт для корейцев. Это, наверное, самая старейшая кибер дисциплина, дожившая до наших дней и не потерявшая своей актуальности. О мире этой игры можно рассказывать долго, о её киберспортивных достижениях – бесконечно.

Но не будем надолго заострять на ней внимание и двинемся дальше.

Ударный 1998 год сменился затишьем вначале 1999. Вплоть до июня того года не выходило игр, которым было суждено, как-то серьёзно повлиять на игровой мир. Но сравнительно долгое ожидание было оправданным.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Итак, 19 июня 1999 года. Из недр фанатской тусовки Half-life высунулось невнятное лицо в черной маске с прорезями для глаз. Нервно сжимая в потных ладошках верный АК-47, обладатель лица сделал свои первые шаги, ступив на тропу, ведущую к трону компьютерных игр. Именно так, на свет появился Counter-Strike (Beta 1.0), тактический, командный шутер от первого лица, созданный уже достаточно опытными модостроителями Минхом "Gooseman" Ли и Джессом Клиффе.

Уставшие от рокет лаунчеров, флак кэнонов и рэилов игроки дружной гурьбой ломанулись в почти реальный мир CS. Да, в этой игре никогда не было таких скоростей, как в Quake, и она никогда не могла похвастаться графикой, как в Unreal, но CS давал гораздо большее. Он давал ощущение реальности происходящего. Вместо непонятных монстров на экране бегали вполне настоящие люди, с не менее настоящим оружием.

Система получения вознаграждения за убийство врагов добавила ещё больше популярности. Заточеность на командные действия сделала игру главных столпом FPS всех времен.

Конечно, найдется множество людей, которые будут утверждать, что CS хуже того же Quake, но всё это субъективная оценка, а объективно, как бы не приятно мне не было это осознавать, Контра почти всегда была более популярна, чем Quake, Unreal и т.д.

Прогрессируя быстрыми темпами, мод разрастался, и столь же быстро росла его фанатская армия. К 2004 году, по данным GameSpy количество игроков на серверах CS было 85000, к 2006 году, уже Steam рапортовал о 200000. Прогресс налицо. А ведь эти данные не отражают пиратские сервера…

Между тем 1999 год продолжался. В период с 11 по 14 августа, ID Software провели очередной QCon. Его отличительной особенностью стал масштаб мероприятия. Более 1000 геймеров соревновались между собой. Непосредственная поддержка ID сказалась на качестве ивента. Спонсорами того QuakeCon'a стали такие гранды как Activision, AMD, Apple Computer, ATI Technologies, Logitech и Lucent Technologies. И именно этот сабатуйчик задал высочайшую планку для всех прочих Lan-party, как их стали называть в народе.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

26 ноября того года вышел Unreal Tournament. Первый в своем роде проект заточенный исключительно под мультиплэер. Нереальный Риал был, пожалуй, лучшим шутером того времени. Отличная графика и физика игры, широкий набор крайне оригинальных средств для препарирования врагов, качественный саундтрек - всё в нём было сделано на твердую пятерку. И царить бы ему в жанре, если бы не…

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

2 декабря состоялся релиз Quake 3 Arena. Игра была построена по тому же принципу, что и UT, но выгодно отличалась от своего основного конкурента. Ракеты тут летали гораздо быстрее, уровни преимущественно были коридорными, в отличие от открытых пространств творения Epic, что в свою очередь добавляло того самого экшена. В целом можно смело сказать, что Q3 был значительно более динамичным и сложным чем UT. Здесь уровень индивидуального мастерства игрока выходил на первый план.

Без преувеличения Quake 3 и по сей день является лучшим киберспортивным FPS своего класса.

И закрепить успех своей новой игры ID решили очередным QuakeCon'ом. В 2000ом году мероприятие посетило около трех тысяч человек. При весомой спонсорской поддержке изменилось оснащение турнира. Были добавлены огромные проекционные экраны, добавлены семинары и конференции. В общем и целом ID в очередной раз подняло планку подобных ивентов.

В том же 2000ом году оживились и корейцы. С 7 по 15 октября прошел первый турнир, который теперь называют не иначе как киберспортивные олимпийские игры. В городе Сеуле, что в Южной Корее состоялся WCG Challenge с общим призовым фондом в 200 тысяч американских рублей. Из дисциплин были выбраны Quake 3 Arena, Fifa 2000, Age of Empires 2 и вечный Starcraft: Brood War.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Организованный корейской компанией International Cyber Marketing, при деятельном участии и поддержке корпорации Samsung, турнир стал крупнейшим и важнейшим соревнованием для любого прогеймера, чем и является до сих пор.

Между тем, Valve Software 8 ноября взяли и выпустили Counter-Strike (Version 1.0). Игра перестала требовать обязательную установку Half-Life, обзавелась десятком дополнительных бонусов, типа нового оружия, расширенной системы голосовых команд и прочих плюшек, улучшающих игру. Но главное, что именно этот релиз окончательно сформировал игровой пантеон.

Дальше состоялся QuakeCon и WCG 2001, первый собрал более трех тысяч игроков и привлек к себе внимание национальных средств массовой информации. Второй ивент шагнул дальше. К прежним дисциплинам добавились две новые игры - Unreal Tournament и Counter-Strike. В играх принимали участие 430 игроков из 37 стран. Призовой фонд увеличился на 50% и составил 300 тысяч долларов, само собой американских.

В ту пору разнообразные турниры появлялись как грибы после дождя. Многие наиболее значимые из них, возможно, будут рассмотрены в следующих статьях, но, в общем и целом к тому моменту мир киберспорта уже начал набирать обороты, так что в рамках этой статьи я не буду касаться разнообразных ClanBase, ESL, и т.д., дабы не захламлять текст обилием дат, цифр и аббревиатур.

В августе 2002ого года состоялся очередной QuakeCon

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

А потом настало 3 июля 2002 года. Величайшие Blizzard выпустили в свет продолжение неутихающей войны между зелеными, клыкастыми орками и консервоподобными рыцарями людей. Точнее изначально предполагалось, что это будет продолжение их противостояния. К финалу же разработки, и соответственно на момент релиза в игре насчитывалось ровно на две играбельных расы больше. Теперь противостояние приобрело поистине эпический масштаб, который мастера жанра Blizzard ещё и умудрились облачить в четыре совершенно не похожих оболочки.

Warcraft 3 Riegn of Chaos стал ещё одним шедевром студии, который плотно и надолго уселся в кресле двигателей киберспорта.

Спустя почти два месяца оживились и Epic Games. 27 сентября 2002 года, они, как и следовало ожидать, продолжили свою успешную серию UT, на этот раз с порядковым номером 2003. Игра отличалась феноменальной графикой, за которую отвечал новый мотор Unreal Engine 2, и естественно была воспринята игровой общественностью на ура.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

Дальше состоялся очередной WCG, в городе Daejeon. Из изменений стоит отметить смену FIFA 2001, на 2002 FIFA World Cup и увеличение количества стран участниц до 45. Кстати именно то WCG стало знаковым для Российского киберспорта, так как именно оно принесло нашей стране золото в двух популярнейших дисциплинах CS и Quake 3, что в свою очередь послужило причиной, наверное, первого появления киберспорта на российском телевидении.

Прошло ещё немного времени, и 30 июня 2003 года Warcraft 3 разросся дополнением, которое до сих пор приковывает к себе внимание игроков, и продолжает радовать нас, по сей день. The Throzen Throne стал главной стратегической игрой после StarCraft: Brood War.

История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?
Обо всем - История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?

На этой радостной ноте, пришло время закончить рассказ об истории нашего с вами спорта. Надеюсь, что обзор получился интересным. Спасибо за внимание. 8-)

За статью огромное спасибо IIpopoK

Откопал её тут

65
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

37 комментариев к «История развития компьютерных игр и Киберспорта. Что это? Откуда это пошло? Как всё начиналось и чем в итоге стало? Кто это создал ?»

    Загружается
Чат