"А на что, по-твоему, они нужны, рыцари? Получать знаки отличия от дам да красоваться в золотых доспехах? Дело рыцарей - убивать."
Джордж Р.Р. Мартин «Песнь Льда и Пламени»
Вначале хочу предупредить всех тех, кто с нетерпением ждал превью о том, что это не превью. Для полноценной статьи, особенно при имеющихся объёмах материала, у меня не хватит профессионализма и литературного таланта. В первую очередь, всё то, что вы прочитаете ниже, является впечатлениями такого же геймера, как и вы.
В офис Electronic Arts Russia я шёл с изрядной долей волнения, ведь мне предстояло пощупать ту самую игру, которую все мы ждали так давно, на почве интереса к которой был построен наш ресурс. Несколько легче стало по прибытии, когда я увидел улыбающегося и добродушного коммьюнити менеджера ЕА Алексея. Обменявшись рукопожатиями, мы прошли в главный офис, где меня усадили за ноутбук, вручили наушники и оставили наедине с Dragon Age: Начало (именно так называется игра в русской версии).
Начало: Dragon Age
Начинается игра, как и любая уважающая себя РПГ, с создания персонажа. На выбор представлено три расы (люди, эльфы и гномы), столько же классов (воин, маг и плут) и шесть вариантов предыстории. Я остановился на воинствующем дворянине человеческой расы и, оставив ему стандартную внешность, которой можно только посочувствовать, я отправился на поиски приключений… а попал в родовой замок семейства Кослендов и, по совместительству, дом моего протагониста. Что интересно, давая имя своему персонажу, не было возможности сменить фамилию, а это живо напомнило мне о Mass Effect, где персонажа называют лишь по оной.
Крестики/Нолики
С самого начала игры нас погружают в маленький мирок одного из шести «Ориджинов», который полон диалогов, юмора и интересных персонажей. И тут же, спустя несколько минут игры, наш герой, по уже сложившейся традиции, получает новый уровень, дабы ознакомить нас с ролевой системой, которая строится на трёх китах: характеристиках, навыках и умениях.
В характеристики входят сила, ловкость, сила воли, магия и еще несколько параметров. Навыки включают в себя убеждение, установку ловушек, алхимию, воровство и т.п. Умения же отвечают за владение разными видами оружия (бой со щитом, с двумя оружиями в руках, сражение тяжёлым двуручным оружием и стрельба из дальнобойных средств умерщвления), а так же разнообразные спец. атаки, которые можно помещать в слоты быстрого доступа (как в Neverwinter Nights). Вероятно, что сюда же относятся и магические способности, однако поиграть за спеллкастера у меня не было возможности, как и желания раскрывать для себя раньше времени сюжет ещё одной предыстории. Каждый из навыков и умений имеет несколько уровней прокачки. Вспомните умения в KotOR, выглядит точно так же.
В целом по ролевой системе на лицо упрощение по сравнению с Star Wars Knights the Old Republic и Baldur’s Gate, однако всё намного радужнее примитивного уровня Mass Effect и Jade Empire. Хорошо это или плохо – решать вам.
Мясной фарш
С первых минут игры нас окружают интересные, порой очень забавные персонажи. Тем сильнее удивление от того, что через пятнадцать минут их может разделать на запчасти для хирургического отделения больницы имени Рэя Музики первая попавшаяся потусторонняя тварь. Герои игры являются своеобразным кормом для повествования, их не жалеют, если того требует сюжет, они не бывают спасены в последнюю секунду, не выживают, находясь на пороге смерти с тяжёлыми ранами, а просто умирают, порой настолько жестокой и недостойной своего положения смертью, что невольно восхищаешься смелостью сценариста Дэвида Гейдера. За те четыре часа, что я провёл в мире игры, погибло шесть наиважнейших, как мне казалось, персонажей и это далеко не предел.
Из всех, кого я повстречал, играя в Dragon Age, особенно выделяется молодой Серый Страж Алистер, дерзкий и остроумный парень, неоднократно веселивший меня во время игры, оказался несколько харизматичнее, чем можно было себе представить по скриншотам и скупому описанию персонажа на официальном сайте.
В игре присутствуют забавные отношения между сопартийцами, они ругаются, спорят или просто бесудуют, как раз то, чего так не хватало двум последним проектам BioWare. Поклонники Baldur’s Gate оценят по достоинству возможность встрять в перебранку и успокоить/подзадорить её участников, чего мы были лишены в играх вышеозначенной серии.
Так же стоит отметить и пса, волкодава мубари, который так же является сопартийцем. Приятен тот факт, что имя питомцу мы придумываем сами. Так, дав своему верному псу кличку Соник, я отправился далее по сюжету.
Интересно ещё и то, что некоторые имена взяты прямиком из цикла «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина, книгами которого вдохновлялись создатели вселенной Dragon Age. Дань уважения или плагиат? Решать, опять же, вам.
В игре присутствует система влияния, основанная на получении очков влияния благодаря своим поступкам и тому, как вы разговариваете с сопартийцами. Большинство персонажей не любят хамов, грубиянов и тех, кто бьёт друзей древком копья по голове, однако очки влияния на некоторых из них можно потерять, покорно согласившись с их мнением, или наоборот, получить благодаря агрессивному поведению.
А это что за красная кно…?
Первое, что я приметил – это дизайн интерфейса. Неброско, просто, но со вкусом, деталями не перегружено. Не скажу, что это шедевр дизайнерской мысли, однако нареканий по удобству не вызывает.
Стоит отметить и мини-карту. Удобная, детализированная, полная противоположность оной в Neverwinter Nights 2. На карте стрелочками указывается направление цели текущего квеста, что значительно упрощает поиск NPC, спрятавшегося где-нибудь в неприметном закоулке большого города.
Нельзя не упомянуть и подробнейший дневник, в котором хранятся не только записи о всех заданиях, но и разнообразные сведения о мире игры, его истории и личностях, её творивших. Нечто подобное можно было увидеть, как вы, наверное, догадались, в «Ведьмаке». Радует и то, что свитки, письма, пергаменты и прочие предметы, содержащие текстовую информацию, не хранятся в инвентаре, а попадаю прямиком в журнал, где их без лишних усилий можно найти и прочитать. Так же там находиться и лог всех диалогов, в которых вы участвовали (вспомним Baldur’s Gate).
Инвентарь так же очень удобен, с того момента, как в сеть просочились скриншоты его изображающие, он несколько эволюционировал. В левой части экрана располагается «кукла» персонажа, вдоль которой с двух сторон расположены слоты для вещей, в правой половине находиться вещмешок, который можно сортировать по категориям, таким как «оружие», «броня», «зелья» и тому подобное. Слоты как таковые (аля Neverwinter Nights 2) в сумке отсутствуют. При наведении курсора на предмет, например меч, выползает маленькая панель меню, отображающая все качества и характеристики данной вещи, а так же вторая такая же, показывающая, для сравнения, аналогичную вещь, одетую на персонажа.
Как и в Baldur’s Gate, путешествия в игре происходят по карте мира, очень похожей на ту, что мы могли лицезреть в Neverwinter Nights 2 (по правде говоря, она абсолютно такая же).
«Лучше жевать, чем говорить…» - гласит девиз волкодавов мубари.
С изрядной долей скепсиса относился я к заявлениям разработчиков о том, что в игре будут долгие и ветвистые диалоги, памятуя о Jade Empire и Mass Effect. Однако и тут наши любимцы не перестают радовать. Диалоги действительно очень длинные и в меру разветвлённые. Не ждите тут паутины лингвистических хитросплитений Planescape Torment, всё таки полная озвучка накладывает свои ограничения на объёмы текста. Но, судя по тому, что мне удалось увидеть и услышать, разговаривать в игре нужно будет много и долго.
Удобства в диалогах добавляют варианты ответа, исчезающие из списка после выбора, и тот факт, что актёры дубляжа, хоть и не торопятся, но проговаривают свои фразы без лишних пауз, позволяя отключить субтитры (небольшой камушек в огород локализации «Ведьмака», в котором некоторые персонажи говорили настолько медленно и растянуто, что проще было прочитать субтитры и пропустить реплику недослушав) и наслаждаться кинематографичной постановкой.
«- Серые стражи могут чувствовать приближение нечисти. Именно поэтому я и пошёл с вами.
- Видите, сэр рыцарь, может мы и помрём, но сначала нас об этом предупредят!»
Сами по себе диалоги довольно таки неплохо написаны, радуют обилием сарказма и иронии. Русская озвучка выполнена на очень неплохом уровне, хотя и несколько проигрывает оригинальной, если сравнивать с теми отрывками, что мы могли слышать в видеороликах. Масштабы локализации поражают, около сотни актёров дубляжа, в том числе и очень известные личности, такие как Владислав Копп (ведущий программы «Модель для сборки», так же известный многим ролевикам как голос Зигфрида в «Ведьмаке»).
Sex, Drugs and...
Музыкальное сопровождение в игре действительно замечательное. Помимо уже приевшихся многим оркестровых симфоний, можно услышать волынку, ударные и множество других экзотических инструментов. Музыка, пожалуй, одна из самых сильных сторон игры, она очень точно передаёт атмосферу того, что твориться на экране. Более того, она не только хорошо дополняет визуальный ряд, но и сама по себе является отличным произведением музыкального искусства, которое можно с удовольствием послушать в отрыве от игры.
Ложка бочки в дёгте мёда
Не смотря на все те лестные слова, направленные мной в адрес игры, без недостатков, как всегда, не обошлось, ибо нет в мире ничего идеального (жаль, между прочим). Всё это великолепие портят несколько неприятных фактов.
Во-первых, анимация боя. Конечно, не всё так плохо, ведь наличествуют красивейшие по исполнению добивания полумёртвых врагов, когда наш герой, сделав красивый пируэт, с размаха отсекает противнику голову, или тот момент из ролика, когда Алистер повергает наземь Огра, всаживая клинок в голову твари, однако как только дело касается самого обычного фехтования, вот тут и начинаются проблемы. Отсутствие анимации блокирования ударов, уворотов, пируэтов и всего остального, чем мог похвастаться даже престарелый Neverwinter Nights за номером один, не прибавляет боёвке зрелищности. Ощущение складывается такое, что BioWare напрочь забыли о motion capture. Даже простой взмах мечом выглядит как-то неуклюже.
Во-вторых, лицевая мимика персонажей. Шевеление глазами и липсинк – вот и всё, чем могут похвастаться виртуальные актёры в Dragon Age: Начало. И это спустя почти два года после выхода Mass Effect, в котором тот же самый пункт был выполнен на пять баллов и до сих пор может считаться эталоном по этой части. Конечно, это ещё не финальная версия игры и разработчики могут подтянут этот аспект игры.
Третьим и, пожалуй, последним пунктом можно назвать то, чего я не видывал в играх жанра РПГ уже очень и очень давно. А именно предметы, выпадающие из трупов животных. Множество раз находил зелья и прочие мелкие предметы на трупах волков, погибших от меча моего протагониста. Складывается ощущение, что местные волки только и делают, что пожирают местных искателей приключений вместе с вещмешком. И делают они это с особым тщанием, заботясь о том, чтобы ненароком не повредить колбочку с живительным напитком. Видимо знают свою судьбу и хотят быть полезными. Гринпис заходится слезами умиления.
Эпилог и всё, всё, всё…
В целом, впечатления от игры сложились крайне положительные. Как можно более объективно подойдя к вскрытию пациента, и отнесясь с изрядной долей скепсиса, по выходу из офиса EA я пищал от восторга, набирая номер моего дорогого друга и коллеги Георгия aka Sonic, дабы рассказать ему о своих впечатлениях.
Стоит добавить лишь одну небольшую, но очень приятную деталь. Наткнувшись на статистику прохождения игры и обнаружив там цифру в 3%, я взглянул на часы и понял, что играю уже 2 часа 40 минут. Даже при условии того, что данные показываются вместе с побочными квестами, общая цифра времени прохождения получается очень значительной.
На этом, пожалуй, всё, а выводы, друзья, вы сделаете сами. Stay Tuned!
Выражаю огромную благодарность Алексею Штоде за приглашение и Семёну Чирикову за бутерброды. :)
(C) Bioware.ru
Материал подготовил Роман "Del-Vey" Зеленин, специально для BioWare.Ru.