Первая книга серии, созданной «мастерами российского фентези», вышла из-под пера некой Ольги Баумгертнер. Коротко об авторе: не могу утверждать, что это имя мне сразу о многом сказало, поэтому заявление о «мастерах» показалось как минимум чересчур громким. Так же и мать другой книги серии — Екатерина Стадникова — не особо сильно известный автор, чтобы быть причисленной к числу мастеров. Из опубликованных романов у Ольги «Коготь дракона» является лишь вторым, но помимо того у Ольги имеется ряд публикаций фантастических рассказов и статей на различную тематику, судить о качестве которых в данном случае не нам.
Итак, «Коготь дракона». Что ждать читателю от этой книги? Должна сразу же оговориться, что в своем разборе я буду рассматривать этот роман без привязки к самой игре, как отдельное произведение. И здесь нас ждет равное количество как плюсов, так и достаточно жирных минусов.
Сюжет романа новым не назвать, однако, он при этом крепкий и твердо стоит на ногах. Все события книги вращаются вокруг хрупкой Иноэль – небесной посланницы, явившейся в этот мир, чтобы очистить его. Самой Иноэль в романе, если собрать разрозненные упоминания о ней воедино, отведено суммарно, пожалуй, не более страницы. Одной страницы из трехсот. Все остальное пространство занимает переплетение нескольких историй о слабых и обиженных, строящих свои взаимоотношения на фоне того, как две великие силы – инквизиция и армия богини смерти Мортис – в противостоянии решают судьбу Иноэль. Автор в своем романе просто не смогла обойтись без нескольких роялей в кустах, поэтому судьбы главных героев романа, которые позже оказываются, на самом-то деле, второстепенными, сплетены настолько тесно, что иной раз даже трудно поверить в то, что так действительно может быть. Когда так много народу по чистой случайности оказываются вместе и обнаруживают, что им всем нужна кровь одного и того же человека, на лице читателя впору возникнуть усмешке: ну да, конечно, иначе ведь и быть не могло. И вот, на фоне глобальной проблемы решается ряд побочных, таких как любовь, месть, долг и предательство. Весь сюжет, надо сказать, напрочь был загублен авторской подачей: язык скуден и беден.
О композиции романа сложно сказать что-либо хорошее. При чертовски сильно затянутом начале, концовка книги скомкана и написана как будто в борьбе с ужасной ленью. Композицию разбить на традиционные части «экспозиция – завязка – кульминация — развязка» трудно. И если экспозицией худо-бедно можно назвать боль и ночные кошмары одного из второстепенно-главных героев Белгора, а завязкой сюжета – явление в небе падающей звезды, то с кульминацией все обстоит куда сложнее. В романе обозначено несколько равнозначных конфликтов и острых ситуаций, и ни одну из них при том нельзя назвать кульминацией, точкой наивысшего напряжения, а что касается развязки, развязку тоже обнаружить нельзя, и мешает та же самая общая спутанность сюжетных линий, плюс открытый финал.
На протяжение всей первой части (а роман состоит из трех частей) читатель может лицезреть в самом забавном виде процесс сбора партии. В каждой главе, один за другим, к Белгору присоединяются NPC. Неважно, кто они и что до этого делали. Словно просто бездумно слонялись по игровой карте, ожидая активации скрипта. И вот, первая сотня страниц посвящена присоединению к команде юноши-мельника, мечтающего податься в рыцари, коварного и подозрительного эльфа и девушки-провидицы. Дальше читатель окунается с головой в пучину личных мотивов каждого из них куда-нибудь пойти и кому-нибудь отомстить и тем временем узнается, что по великой удаче почти всем им дорога бить лицо одному и тому же человеку.
Вся первая половина романа написана с трудом и скрипом, как будто нехотя. В ней можно встретить и такой вот тоскливый сбор партии, и множество ненастоящих эмоций, «картонных» диалогов и неправдоподобных переживаний. Лишь ближе к последним главам эта картонность сходит на «нет», и уже можно наблюдать и то, что помимо основной задуманной любовной линии пробивается и другая, куда более искренняя и, если уместно так сказать, достоверная, и куда более человеческие чувства и мысли, там же автор обнаруживает для себя несколько удачных, но все же не наотлично переданных находок, как, к примеру, совсем коротенький эпизод, как провидица во внутреннем диалоге с собой продумывает и репетирует, как и что она скажет и сделает перед тем, как свершит свою долгожданную месть. Очень грустно видеть, как двести страниц подряд автор с трудом раскочегаривается затем, чтобы только в самом конце выдать что-то сравнительно сильное и куда более увлекательное. Но и это обрывается слишком быстро, совершенно не к месту случившимся финалом.
Что еще можно сказать о романе «Коготь Дракона» для подведения итога? Он неоднозначный. Не плохой, но и не хороший. Читать его рекомендуется только поклонникам игры и людям, совершенно неискушенным в плане хорошей литературы. Любителям почитать качественную прозу лучше не расстраиваться.
Оценка: 5/10