C Шаманом (Witch Doctor) с самого начала возникла проблема позиционирования. Слово Doctor в названии говорило о том, что персонаж, вероятно, должен обладать навыками лечения и другими положительными заклинаниями. Но то, что показали в геймплей-трейлере, никак не соответствовало этим предположениям — Шаман устраивал монстрам дикую бойню и заниматься лечением не собирался. Еще и этот внешний вид, вызывающий ассоциации типа Африка, Вуду, опасно.
В русскоязычном комьюнити проблема была острее, так как словосочетание Witch Doctor надо было адекватно перевести. Почему-то всплыло название Знахарь, и его стали употреблять почти все. Откуда это пошло, и кто первый решил перевести именно так, я не знаю, но в итоге ситуация сложилась как на картинке ниже.
Теоретически все верно: в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона написано, что знахарь может лечить и наводить болезни разными способами, и находится «в сношениях с нечистой силой». Фактически же, учитывая образ и действия Witch Doctor’а, из определения нужно убирать слово «лечить» и все, что к нему относится. Название Шаман, в общем-то, тоже не совсем верное, но оно определенно вызывает в голове более агрессивные образы, нежели Знахарь у русскоязычных людей, и Witch Doctor — у англоязычных.
На данный момент у Шамана три ветки навыков:
Spirit Skill Tree
Призрак (Haunt) — Шаман вызывает духа, который летает на месте сражения, и, если находит врага, вселяется в него, нанося каждую секунду небольшие повреждения. Урон всего 1 в сек. в течение 6 секунд на первом уровне навыка и 3 в сек. в течение 10 секунд на пятом. Вероятно, руна Multistrike сможет сделать из Haunt эффективный скилл.
Призрачный Сосуд (Spirit Vessel) — пассивный навык, благодаря которому каждый раз, когда Шаман берет сферу здоровья, у него еще прибавляется определенное количество маны. На первом уровне 10, на 5 — 50.
Похищение Душ (Soul Harvest) — этот навык показали еще в первых геймплей-трейлерах игры. С тех пор функционально он не изменился. Шаман выхватывает жизненную силу из монстров, оказавшихся радом с ним, нанося при этом урон темной магией. Видимо, это какой-то специальный тип атаки, к которому иммунитета у обычных мобов не будет. У тех монстров, которые умерли, Шаман забирает души, восстанавливая этим ману.
Урон наносится небольшой, на первом уровне скилла всего 1-2 (на пятом 9-10), поэтому прежде чем цитировать Шанг Тцунга и бежать в кучу монстров, нужно будет убедиться в том, что они достаточно ослаблены. Вероятно, не лишним будет вызвать Mass Confusion духа, о котором немного ниже.
Ритуалы (Rituals) — пассивка, которая увеличивает урон заклинаний в зависимости от показателя живучести Шамана. На 10% от живучести — первый уровень скилла, на 50% — пятый.
Чувство Смерти (Spirit Sense) — еще одна пассивка. Когда у монстра остается 25% жизни (на пятом уровне скилла 45%) Шаман наносит ему урон на 10% больше (на пятом уровне на 50%).
Устрашение (Horrify) — заклинание похоже на Terror Некроманта, но принцип действия немного другой. Вместо непосредственного каста на монстров происходит следующее: над Шаманом появляется дух, который создает вокруг зону, оказавшись в которой, монстр пугается и убегает.
Все это хоть и выглядит эффектно, но, похоже, практически бесполезно. Видимо вот только такие, как на скриншоте, искусственно созданные ситуации внезапного нападения со всех сторон и оправдывают наличие в игре Horrify. К тому же у Шамана есть эффективные навыки, специально для того чтобы вырываться из окружения.
Шквал Духов (Spirit Barrage) — на определенной площади духи устраивают бомбардировку. Похоже, это будет что-то типа Близзарда. С ростом уровня скилла увеличивается только урон от каждого духа.
Ритуал Крови (Ritual of Blood) — когда этот навык активен, 4% от необходимой для заклинаний маны забирается из жизней. На пятом уровне — 20%. Довольно странный навык периодического пользования. Но, учитывая то, что живучесть у Шамана — главный показатель, видимо, эти проценты маны в пересчете на жизни окажутся совсем небольшими цифрами.
Призрачная Походка (Spirit Walk) — Шаман в состоянии транса некоторое время может проходить сквозь врагов и, вероятно, сквозь стены и другие препятствия. Функциональность навыка полностью неизвестна, но, похоже, в каких-то случаях это станет аналогом телепорта, в других — возможностью вырваться из окружения.
Медитация (Meditation) — в течение 10 секунд определенный процент маны, требуемой для каста заклинаний из ветки Духи, возвращается. На первом уровне навыка 5% маны, на пятом — 25%.
Договор со Смертью (Death Pact) — пассивный скилл, который позволяет Шаману получить иммунитет от всех атак на несколько секунд, если количество жизней опустилось до 10%. В теории навык находится в тактической связке с Призрачной Походкой. Когда жизней 10% и шаман стал иммунным, то в толпе пробивается брешь, чтобы отбежать. А если видишь, что не успеваешь, тогда включается Spirit Walk. Естественно Договор со Смертью не работает постоянно — после активации должно пройти минимум 60 секунд, чтобы он сработал снова.
Массовое Замешательство (Mass Confusion) — Шаман в определенной зоне вызывает духа, вокруг которого монстры несколько секунд тупят и атакуют друг друга. В геймплей-трейлерах этот скилл использовали, чтобы пробежать по мосту через монстров. Ну и, как выше говорилось, наверное нелишним он будет при Похищении Душ.
Zombie Skill Tree
Призвать Собаку-зомби (Summon Zombie Dog) — за 10 единиц здоровья Шаман призывает собаку, которая сражается на его стороне. Каждый следующий уровень навыка увеличивает количество собак до пяти в итоге. Исключительно на этот скилл действует пассивный навык Неослабевающее Нападение (Unrelenting Assault), который дает шанс (1/19%, 5/35%) на то, что, погибнув, собака тут же воскреснет с полными жизнями.
Изначально Шаман мог кастовать на собак Огненную Бомбу и Рой Саранчи, чтобы добавить псам повреждения огнем или ядом. В последствии от этой возможности отказались, так как разработчики не нашли точек выбора, от которых игрок мог бы отталкиваться, решая чем конкретно наделить собак.
Дух и Тело (Mind and Body) — пассивный скилл, который теоретически выглядит обязательным для максимальной прокачки всегда. На пятом уровне навыка мана и жизни шамана восстанавливаются каждую секунду на 2.5 единицы.
Призвать Зомби (Zombie Charger) — про скилл известно мало. Даже функционал до конца неясен. Толи это зомби-суицидник, толи бешеное туловище, которое постоянно чаржит врагов.
Жертва (Sacrifice) — Шаман взрывает ближайшую собаку. Монстрам наносится урон в 20% (на пятом уровне — 100%) от жизней собаки. С этим навыком одно непонятно: 20% от жизней, которые у собаки есть фактически, или от максимальных теоретических. В первом случае, для большего эффекта взрывать собаку нужно будет сразу после вызова, пока она не отхватила, во втором эффективней наоборот подождать, пока у пса не останется мало хит поинтов.
Объятия Мертвеца (Grasp of the Dead) — еще один навык, про который толком ничего не ясно. Известно только, что на определенной площади из земли вылезают руки и атакуют врагов.
Призвать Гаргантюа (Gargantuan) — тоже скилл под вопросом. Шаман призывает большое существо. Все.
Вожак Стаи (Leader of the Pack) — пассивный навык, который увеличивает силу заклинаний Шамана в зависимости от количества призванных собак. На пятом уровне идет прибавка в 5% от одной собаки, соответственно при полной прокачке LotP и Zombie Dog, если Шаман будет следить за наличием в живых пяти собак, то и сила его заклинаний будет увеличена на 25%.
Паразит (Parasite) — в тело монстра запускается паразит, наносящий урон каждую секунду, и, если монстр умирает до окончания действия заклинания, то из тела появляется собака-зомби. Теоретически навык позволяет постоянно держать в пассиве Призыв Собаки-зомби.
Стена Зомби (Wall of Zombies) — это заклинание в первом геймплей-трейлере выглядело очень эффективно и эффектно: зомби так яростно махали руками, что монстры, врезавшись в них, практически сразу разлетались на кровавые ошметки.
На данный момент навык имеет всего один уровень, при котором монстрам наносится лишь 7 урона в секунду. Скорее всего, по функционалу Стена Зомби будет приближена к Костяной Стене Некроманта, а небольшие повреждения монстрам останутся в качестве приятного бонуса.
Свирепость (Ferocity) — пассивка, увеличивающая жизни и урон собак и гаргантюа. Похоже, Zombie Charger все-таки предполагается в качестве суицидника, иначе его бы тоже нужно было приписать к этому навыку.
Voodoo Skill Tree
Огненный Череп (Skull of Flame) — Шаман кидает в монстров череп, который взрывается и наносит повреждения в определенном радиусе. С ростом уровня скилла увеличиваются только повреждения: 1/4-5 — 5/12-20
На скриншоте показан навык, еще когда он назывался вроде бы Огненная Бомба, точно не помню, но функционально ничего не изменилось. На примере этого скилла разработчики показывали действия некоторых рун — Multistrike rune, например, позволяла черепу прыгнуть несколько раз, прежде чем взорваться.
Стойкость Джунглей (Jungle Fortitude) — пассивный навык, благодаря которому живучесть шамана увеличивается в зависимости от показателей других статов: силы, ловкости и энергии. Каждый уровень скилла дает прибавку в 5%, то есть на пятом уровне эта пассивка увеличивает живучесть на 25% от силы, 25% от ловкости и 25% от энергии.
Призвать Фетиша-мага (Hex) — насколько я понял, Шаман призывает тех самых маленьких чуваков с непропорционально огромной головой из третьего акта Diablo 2. Фетиш-маг кастует на врагов различные проклятья, пока не известно какие.
Трупные Пауки (Corpse Spiders) — Шаман призывает зомби, который изрыгает несколько пауков. Насекомые атакуют ближайших врагов. С ростом уровня увеличивается урон и количество пауков. Этот скилл раньше назывался Паучья Статуя, при этом пауков было много, и они были мелкие. В Blizzard посчитали, что в таком виде навык какой-то невнятный, и игроку будет не совсем понятно, что вообще происходит.
Рой Саранчи (Locust Swarm) — по-моему, концептуально, функционально и визуально самый крутой навык у Шамана. Саранча налетает на монстра и наносит посекундный урон, если рядом есть другие враги, то перекидывается на них. От монстров остаются обглоданные скелеты.
Нашествие Лягушек (Plague of Toads) — Шаман выпускает стайку лягушек, которые квакая прыгают вперед. При столкновении с врагом они взрываются, поражая его ядом. Лягушек всегда одно количество, и с ростом уровня навыка увеличиваются только повреждения.
Огненная Яма (Pit of Fire) — на определенной площади Шаман призывает несколько фетишей. Они наносят врагам повреждения огнем. Больше про скилл ничего не известно.
Огненные Летучие Мыши (Firebats) — навык работает примерно как Инферно у сорки в Diablo 2. Мыши летят в стороны, образуя конус и нанося посекундные повреждения огнем. Для заклинания сейчас требуется аж 120 маны, и, судя по всему, каждую секунду. Наверное, слишком мощное, чтобы нам позволили просто зажать кнопку мыши и зевать.
Кислотное Облако (Acid Cloud) — шаман кидает во врагов бутылку кислоты, которая взрывается в воздухе и наносит повреждения всем, кто оказался в зоне поражения. С ростом уровня увеличивается урон и продолжительность действия облака.
Кровавые Ритуалы (Blood Rites) — пассивка. На каждом уровне прибавляет 5% к силе заклинаний Шамана, каждый раз, когда он берет сферу здоровья. Действие навыка длится 12 секунд.
Армия Фетишей (Fetish Army) — Шаман призывает армию фетишей. Больше про скилл ничего не известно, кроме того, что с ростом уровня навыка левел фетишей увеличивается.
Теперь, когда есть представление о пассивных навыках Шамана, его можно смело называть Знахарем. Это будет правильно: живучесть — основной показатель, а также есть пассивки, увеличивающие регенерацию и количество жизней. Слово Doctor персонаж оправдывает. Пусть эгоистичный, но все же доктор.